Второй год подряд в Омской области проводится Княжий автомобильный крестный ход, посвящённый Дню памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, который отмечается 12 сентября. Автоколонна проходит по районам области, совершая богослужения в церквах, носящих имя этого властителя-ратника, заступника земель русских. Вместе со священниками в них участвуют казаки, а нынче в составе паломников были представители омских белорусов и Тевризского землячества в Омске. Организатором выступила Тарская епархия во главе с епископом Тарским и Тюкалинским Савватием. Путешествие было подготовлено Людмилой Дебус, руководителем епархиального научно-методического отдела, старшей сестрой архиерейского подворья иконы Божьей матери Троеручицы Саргатского района.
Прекрасная солнечная погода сопутствовала участникам памятного автопробега на всём пути, проложенном среди пожелтевших нив и украшенных багрянцем лесов, что особенно стало заметно на крайнем севере области. С именем предводителя русского воинства Александра Невского связано несколько культовых мест в нашем краю, как и по всей России. Когда-то оно было присвоено собственному храму первой Омской классической мужской гимназии, открытым 1 июля 1876 года. Затем православные приходы нарекали возводимые церкви княжьим званием в отдалённых уездах.
Первой остановкой на пути паломников нынче была церковь Александра Невского села Нижнеиртышского Саргатского района. Местная паства встречала Крестный ход каравайным хлебом и солью, а литургию по церковным канонам провёл владыка Савватий. Он продолжил религиозный обряд проповедью, поведав, насколько велико и значимо служение воинов в защите своего государства от посягательства врагов. Так повелось на Руси, что мудрые государи заботились о нерушимости границ своих владений, не завидуя чужим землям. Об этом следует помнить и в год 75-летия Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великую Отечественную войну. Выправка церковного иерарха выдавала в нём бывшего военного, о чём он напомнил сам в откровенном разговоре с прибывшими омичами, среди которых оказались также служивые люди армейских профессий, и сельскими жителями. Подарками для них стали миниатюрные иконки с изображениями святых.
На границе Болшереченского района автоколонну встречали ветеранские общественники и молодые казаки на военном ретро-автомобиле и пешим ходом. Они вместе с паломниками проследовали на подворье «Старины Сибирской» в райцентре и стали участниками литургии у детской церкви Александра Невского. Кстати, в это время владыке Савватию и его братии – священникам со всей округи – внимали также сотрудники музейного комплекса со своими детьми, с малых лет приверженными православным традициям. Как и везде, не обошлось без экскурса введения в героическую историю нашего государства.
Тара - самый старый город в Омском Прииртышье – тоже принимала автопутешественников вблизи своих рубежей. На въезде в райцентр гостей встречает колоритная фигура Ермака, изготовленная на средства местных предпринимателей. Любопытно, что прообразом атамана стал Анатолий Соколов, член правления Тевризского землячества в Омске, прибывший Крестным ходом на своём автомобиле. Рядом с кладбищем в Тевризе установлена часовня, средства на которую пожертвовал Анатолий Ефимович.
Поскольку Спасский собор в Таре находится на реконструкции, служба велась на площади, у сторожевой башни и крепостного укрепления, имитирующих фрагмент древней крепости, запомнившихся с прошлогоднего празднества 425-летия Тарского поселения. Исполнив религиозный канон, паломники отправились в самый трудный путь, характерный ухабами дырявого асфальтового покрытия давно не ремонтируемой трассы. Проезжая мимо разрушающихся сёл, видишь брошенные дома с заколоченными окнами, скелеты бывших животноводческих ферм, заросшие бурьяном и молодым подлеском прежде пахотные земли, засохшие рощи и заболоченные пастбища, «убитые» дороги. Знаешь, что в нищете сегодня мается основное население страны и хочется верить, что сообща сумеем преодолеть эти невзгоды так называемого «переходного периода». Но не слишком ли надолго он затянулся? И всё же путешественники не преминули в селе Знаменском вместе с местным священником отслужить молебен у придорожного постамента с иконой Божией Матери «Знамение».
После долгой дорожной тряски в Тевриз участники Крестного хода прибыли затемно. Литургия велась при свете электрического прожектора, направленного внутрь строящегося храма, стены которого поднялись до основания куполов. Как и везде молебен проходил с развёрнутыми хоругвями и знамёнами, среди которых выделялся красный стяг – копия Знамени Победы. Иерей Алексий (Тищенко) обычно проводит службы не только со священнослужителями Тевризского благочиния, но и со своими старшими детьми. Правда, самый младший из 9 наследников находится пока ещё на руках матушки.
Несмотря на позднее время, собралось немало тевризян тоже с детьми, которые не смогли упустить такое событие. Молящимся отнюдь не помешали сложенные внутри возводимого храма плиты, кирпичи и другие строительные материалы. В полукружии стен на фоне тёмного неба владыка Савватий и сменяющие его священники выступали, будто в античном амфитеатре.
Долгое время, начиная с 2003 года, времени правления Леонида Полежаева, строительство церкви только имитировалось, оставаясь на уровне немного выше основания, при очередном прибытии губернатора в северную вотчину. Собранные народные деньги растворялись неведомо в чьих карманах. И только в прошлом году благодаря неравнодушным людям храм начал расти на глазах, потому что попечители стали вкладывать в строительство все средства, отчитываясь до копеечки. Кирпичами стройку обеспечил местный предприниматель Михаил Лавинов, который прежде занимался возведением нового здания историко-краеведческого музея им. К.П. Кошукова, достопримечательности северного райцентра. Являясь потомком белорусов-переселенцев, Михаил Сергеевич вместе с соплеменниками организует национально-культурное сообщество своего народа.
Осваивая Сибирь на рубеже XIX-XX веков, белорусы селились в таёжном краю небольшими посёлками и хуторами, а в крупных населённых пунктах возводили православные храмы. Одним из них стала церковь в селе Екатериновка, на берегу реки Туй, правом притоке Иртыша, срубленная и сложенная, что называется, без единого гвоздя. Звон её колоколов десятка три лет разносился по всей округе, сюда на богослужения стекались верующие из разных деревень за несколько вёрст. При закрытии храма его сначала превратили в зерносклад, а после и вовсе довели до запустения. Но нашлись подвижники, по инициативе которых церковь была возрождена и стала жемчужиной деревянного зодчества. Одно время её хотели сделать основой музея под открытым небом. По соседству уже возвели фундамент ещё для одного культового сооружения, кирпичи которого теперь размываются осадками. После развала страны мечте не суждено было сбыться, как и не смогли спасти разрушившиеся в районе на глазах населения Липовскую и Новоникольскую церкви. Даже по соседству с Екатерининской церковью та же горькая участь постигла вековые амбары, некогда бывшие добротными складами для хранения съестных и иных припасов. Сейчас они стоят с обвалившимися крышами. Но храм святого благоверного великого князя Александра Невского, возведённый в 1904 году, признан объектом культурного наследия и охраняется государством. Принято решение о передаче его на баланс Тарской епархии, готовятся документы о реставрации сооружения. Сюда на первом утреннем пароме через Иртыш и устремились участники Крестного хода, чтобы завершить памятную встречу в намоленном, более чем вековом по возрасту, храме.
Владыке Савватию прислуживали по очереди священники Тевризского благочиния, и присоединившиеся по пути братья по вере из сёл других районов Тарской епархии. Молитвы возносились под купол, воскрешая духовные переживания взрослых, укрепляя детские души, приобщая всех к чистым истокам православной веры, пробуждая дань памяти воинству святой Руси. Особое почтение придавалось иконе святого благоверного князя Александра Невского, славного подвигами спасения Отечества от иноземных захватчиков. Впору задуматься о потомках героя, в веках продолживших устоявшиеся традиции нашего государства, чьи заповеди выражаются в этих словах: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим».
P.S. Долгий молебен в Екатерининском храме Александра Невского завершился троекратным обходом старого церковного здания. Глядя на просветлённые лица притомившихся взрослых и детей, проникаешься величием их духа, способностью выдержать очередные испытания. Но поневоле задумываешься, что мудрые правители заботятся о сбережении своего народа, а не ввергают его в пучину распрей, нищеты и духовных страданий. Достойным примером этого в нашей истории является князь Александр Невский.
Текст и фото Николая ШОКУРОВА.